Информация покупателю
При выборе ключа следует учитывать условия его эксплуатации, степень нагрузки и, безусловно, размер крепежа, с которым инструменту предстоит взаимодействовать.
«Механик Трейд» предлагает изделия с гальваническом покрытием методом цинкования или меднения. В стандартных условиях используют оцинкованные изделия. Если есть вероятность возникновения огня или взрыва, то для работ средней интенсивности применяется искробезопасный инструмент – омедненный.
Обслуживаемый крепеж должен соответствовать размеру зева ключа. Этот размер, как правило, указывается в маркировке инструмента. Готовое изделие может иметь шероховатости поверхностей, а также следы штамповки по линии разъема.
Прочность определяется крутящими моментами по ГОСТ 2838-80.
Ключи не требуют каких-либо особенных условий хранения и эксплуатации.
Запрещено при эксплуатации ключей применять удлиняющий дополнительный рычаг для увеличения усилия затяжки. Также во избежание срыва ключа, внутренняя часть зева должна быть очищена от загрязнений.
При хранении и транспортировке инструмента необходимо избегать факторов, которые могут способствовать коррозии, также необходимо предотвратить нарушение защитного покрытия ключа.
Гарантийный срок эксплуатации ключей – 9 месяцев со дня продажи.
Пресс-масленки – обратный смазочный клапан для подведения смазочного материала от смазочного нагнетателя к точке смазывания в раздельной смазочной системе.
Сфера применения пресс-масленок
Пресс-масленки представляют собой металлические изделия, производство и технические характеристики которых регламентированы ГОСТ 19853-74. Основная функция пресс-масленки – впуск смазки к соприкасающимся деталям, с этой же целью пресс-масленки используются при работе с подшипниками (как правило, в корпусных подшипниковых узлах, шарнирных головках).
Конструктивно пресс-масленка выглядит так: корпус, запорный элемент (шарик из стали) и пружина. Благодаря тому, что отверстие в головке корпуса закрывается автоматическим клапаном (шарик «подпирается» пружиной), исключается попадание грязи внутрь узла и потеря смазки из его полости.
Пресс-масленки удобны и просты в эксплуатации, позволяют обслуживать узел, не разбирая его. А в силу своей конструкции они не только служат «проводниками» смазки, но одновременно являются и клапаном, предохраняющим канал, по которому поступает смазка, от загрязнения.
Подбор и установка пресс-масленки
В изделиях, где предполагается использовать пресс-масленки, должны быть предусмотрены отверстия с конической или цилиндрической резьбой, либо гладкие: это зависит от типа пресс-масленки, который планируется применять.
На сегодняшний день наиболее популярны пресс-масленки трех типов: это прямые резьбовые пресс-масленки, угловые (резьбовые) и пресс-масленки под запрессовку (для которых как раз и требуются гладкие отверстия в узле). Первые два типа предназначены под впуск пластичной смазки, третий – для смазочного масла.
В свою очередь угловые пресс-масленки, используемые в основном в сложнодоступных местах, делятся на два вида: у первого угол наклона головки составляет 45, у второго - 90 градусов.
На территории постcоветского пространства чаще всего используются стандартные резьбовые пресс-масленки по ГОСТ 19853-74 с резьбой М6, М8х1, М10х1 и корпусом округлой формы. Европейская промышленность помимо аналогичных изделий предлагает и другие модификации исполнения корпуса.
Подобрать пресс-масленку на сайте Механик трейд.
Нюансы
В некоторых случаях, выбирая пресс-масленку, особенно для агрегатов импортного производства, следует обратить внимание на некоторые тонкости, отличающие «гостовские» пресс-масленки от зарубежных, изготовленных по стандарту DIN 71412 (один из самых распространенных за границей).
- Резьбовые пресс-масленки типа А, В, С по DIN – соответствуют нашим типам – прямая, угловая 45 градусов, угловая 90 градусов.
- У импортных пресс-масленок резьбовой конец меньшей длины, чем у пресс-масленок по ГОСТ.
- Гостовские прямые и угловые пресс-масленки чаще всего имеют метрическую цилиндрическую резьбу, однако она может быть конической или дюймовой стандарта NPT (по международной классификации).
В пресс-масленках DIN используются другие типы дюймовой резьбы, поэтому, если вы подбираете замену импортной пресс-масленке, этому моменту следует уделить особое внимание.
Эксплуатация пресс-масленок
Пластичная смазка или масло подаются к пресс-масленке специальным шприцем (рычажным, рычажно-плунжерным, штоковым). Шарик под давлением смазки утопает, сжимая пружину, пропускает смазку и по завершению процедуры возвращается на место запирая канал.
Предполагаемый ресурс работы составляет около 20 000 заправок без нарушения герметичности изделия.
Так как пресс-масленки чаще всего изготавливают из обычной стали, то они требуют защиты от коррозии. C этой целью изготовители подвергают пресс-масленки кадмированию или цинкованию.
Кадмирование используется не так часто из-за того, что это вещество и его производные токсичны, а результат, полученный при использовании кадмирования почти такой же как у цинкования. Преимущество кадмирования – устойчивость покрытия в сухом воздухе и высокая степень защиты изделия от конденсата и водяного пара — в условиях высокой влажности образуется оксидная пленка, которая препятствует дальнейшему окислению металла. Особенно хорошо зарекомендовали себя защитные свойства кадмия в агрессивных морских условиях.
Самый распространенный способ защиты изделий – цинкование. Главное достоинство цинкования – способность образовывать защитные пленки и предохранять от коррозии. Однако при нагреве свыше 70 градусов это качество пропадает.
Так что, для качественной и продолжительной работы пресс-масленок необходимо регулярно проводить их осмотр, принимать дополнительные меры профилактики коррозии и не допускать «прикипания» изделия к узлу.
Стопорное кольцо – изделие, предназначенное для фиксации подшипников качения и других деталей на валах или в отверстиях узлов машин, защищающее их от осевого смещения.
Общие технические условия, которым должны соответствовать стопорные кольца, описаны ГОСТ 13944-86.
Существует два типа стопорных колец – наружные (посадка на вал) и внутренние (посадка в отверстие). Типоразмеры наружных колец описаны в ГОСТах 13940-86, 13942-86 (DIN471), внутренних – в ГОСТах 13941-86, 13943-86 (DIN472).
Профиль сечения кольца допускается круглый или прямоугольный. Это зависит от исходного материала – проволоки или пластины. Самый распространенный вариант – профиль прямого сечения (это так называемые плоские кольца).
- Кольца круглого профиля гибче и проще устанавливаются. Имеют ряд преимуществ, если для них специально вытачиваются полукруглые или конические углубления в месте посадки. Так, полукруглые углубления значительно меньше влияют на прочность детали, а кольцо, установленное в коническом углублении, выдерживает более серьезные осевые нагрузки. Кроме того, кольца круглого профиля можно слегка вытянуть, что при посадке обеспечит более равномерный натяг по окружности. Однако у колец такого типа есть и минусы. Самый главный – менее жесткая посадка деталей по оси.
- Стопорные кольца прямоугольного профиля фиксируются жестко, не дают детали «кататься» по валу. Они более экономичны в изготовлении и более доступны по цене.
Плоские стопорные кольца также делятся на несколько видов. Друг от друга они отличаются наличием или отсутствием «ушек» и их формой. «Ушки» облегчают установку и снятие колец, а их конструктивные особенности описаны в ГОСТах 13942-86 и 13943-86.
При подборе колец достаточно важно учесть отличия между кольцами, выполненными по отечественным ГОСТам и иностранным DIN. По стандартам DIN кольца могут быть толще. Соответственно следует уделить особое внимание замеру проточек под монтаж, да и самих колец.
Кольцо подбирается в соответствии с диаметром вала или отверстия. Этот диаметр в ГОСТ обозначается как диаметр кольца (условный диаметр). Наружные стопорные кольца подбирают размеру вала, которому должен соответствовать внутренней диаметр кольца. Внутренние кольца - по диаметру отверстия, куда они вставляются и которому должен соответствовать наружный диаметр изделия. Но очень важно учесть, что реальный диаметр кольца будет несколько больше или чуть меньше – глубина проточки под кольцо (канавки) в готовом изделии уже учтена. Этот диаметр в терминах ГОСТ называется номинальным. При этом номинальный диаметр внутреннего кольца измеряется по наружному диаметру, а номинальным диаметр наружного кольца по внутреннему диаметру.
Для производства стопорных колец по ГОСТ 13944-86 используется несколько видов стали, обычно это выскокуглеродистая (конструкционная, рессорно-пружинная) сталь 65Г. Кроме того в качестве исходного материала может быть использована сталь 60С2А (в случае применения в тяжелонагруженных узлах и под ударные нагрузки), или нержавеющая сталь 40Х13.
Готовое изделие как правило проходит дополнительную обработку – химическое оксидированное промасливание («воронение»). В результате этого процесса на детали появляется оксидная пленка, которая защищает от коррозии и улучшает декоративный вид кольца. Кроме «воронения» кольца могут подвергаться кадмированию или цинкованию.
- Оксидная пленка имеет высокие защитные свойства, хорошо связана с защищаемым материалом. Оксидированное промасливание позволяет использовать стопорные кольца даже в жестких условиях эксплуатации.
- Кадмирование используется не так часто по причине того, что это вещество и его производные токсичны, а результат, полученный при использовании кадмирования почти такой же как у цинкования. Преимущество кадмирования – устойчивость покрытия в сухом воздухе и высокая степень защиты изделия от конденсата и водяного пара — в условиях высокой влажности образуется оксидная пленка, которая препятствует дальнейшему окислению металла. Особенно хорошо зарекомендовали себя защитные свойства кадмия в агрессивных морских условиях.
- Иногда используется такой способ защиты изделий как цинкование. Главное достоинство цинкования – способность образовывать защитные пленки и предохранять от коррозии. Однако при нагреве свыше 70 градусов это качество пропадает.
Установка и демонтаж стопорных колец производится при помощи специального инструмента — съемника для стопорных колец. Перед установкой стопорного кольца следует проверить изделие на отсутствие заусенцев и забоин на изделии и сопрягаемых с ним поверхностях.
При хранении стопорных колец следует обеспечить противокоррозионную защиту изделий.
Неоднократная установка стопорных колец возможна, если изделие после демонтажа сохраняет свои геометрические и пружинящие свойства в соответствии с ГОСТ-13944-86 и конструктивные свойства по ГОСТ соответствующего типа кольца.
- Транспортировка
- При погрузке и выгрузке подшипники запрещено бросать и ронять.
- Перемещать подшипники следует плавно, избегая столкновений, резких поворотов, торможений, ускорений, всего, что может создать непредусмотренную нагрузку на изделие и привести к нарушению его работы в дальнейшем.
- Транспортировать подшипники можно только в закрытых транспортных средствах.
- Условия хранения
- Подшипники должны храниться в закрытом, отапливаемом, вентилируемом помещении, при температуре от минус 10 до плюс 30 гр. по Цельсию. Следует избегать ежедневного перепада температур более чем на 5 гр. по Цельсию.
- Влажность воздуха не должна превышать 60%. При этом чем показатель меньше, тем лучше.
- Необходимо избегать факторов, способствующих появлению коррозии на изделии. Подшипники нельзя хранить без упаковки, на легко впитывающем материале и так далее.
- Требования к монтажу
- Перед установкой открытые подшипники следует промыть в бензине (керосине), просушить, нанести немного смазки (прокручивать изделия на сухо запрещено).
- До установки подшипника посадочные поверхности узла и изделия следует обработать бензином или керосином, насухо вытереть чистой мягкой тканью, нанести немного смазочного материала. Также обрабатываются закрытые подшипники — изделия, имеющие защитные шайбы и уплотнения.
- Требуется избегать монтажа подшипников в пыльной, грязной среде и непосредственной близости от работающих станков.
- До начала установки изделия проверяется соответствие размеров и формы подшипника монтажным поверхностям узла, куда он устанавливается. Необходимо провести визуальный осмотр изделия, которое не должно иметь забоев, царапин, следов коррозии.
- Монтажное усилие должно быть направлено исключительно через напрессовываемое кольцо. Через внутреннее – при монтаже на вал, или через наружное – в корпус.
- Не допустимо применение монтажных усилий (в том числе удары тяжелыми металлическими предметами, например молотком) к телам качения (шарикам и роликам) и сепаратору.
- Кольца подшипника фиксируются на валу или в корпусе таким образом, чтобы не было движения между соприкасающимися поверхностями во время работы или под нагрузкой.
- После завершения установки следует проверить работу узла. Вал должен крутиться легко и свободно. Если это не так, необходимо проверить отклонение углов перекоса колец подшипников, а также соответствие заданным условиям работы радиального осевого зазора, количества и качества смазочного материала.
- Применение и эксплуатация
- Условия работы изделия должны соответствовать его назначению и эксплуатационным показателям данного конструктивного исполнения, размеру, категории, классу точности.
- Изделия требуют своевременного обслуживания, в частности открытые подшипники требуют регулярной замены смазочного материала.
- Изделия следует защищать от загрязнений, факторов, вызывающих коррозию.
- Необходимо следить, чтобы подшипник не подвергался ударным нагрузкам; в неподвижном состоянии не испытывал нагрузок близких по величине к его статической грузоподъемности; следует избегать длительных вибрационных нагрузок, если только подшипник не предназначен для именно таких условий. Все эти факторы способны привести к деформации изделия и выходу его из строя.
Сальник или манжета армированная – изделие с уплотнительной кромкой, функциональность которого заключается в том, чтобы разделять среды, обеспечивая герметичность, удерживать смазку и масло в системе на валу, находящемся в движении, а также предотвращать загрязнение.
Хорошо подобранное изделие обеспечит надежную и долговечную службу вашему агрегату – будь то стиральная машина или промышленный станок. Поэтому очень важно определить рабочие условия манжеты – масло, вода, дизельное топливо, какова степень агрессивности жидкостей, рабочая температура агрегата и атмосферный перепад температур, загрязнение, влажность; характеристики вала (шероховатость, скорость вращения, биение), жесткость монтажного корпуса, рабочее давление при эксплуатации, а также представлять себе особенности условий монтажа изделия.
В зависимости от этого следует подобрать сальник соответствующего типа эластомера и подходящей конструкции с определенным профилем и направленностью, другими показателями.
Обозначения манжет по ГОСТ
Х. | Х- | ХХХ - ХХХ | - Х | ГОСТ 8752/ |
---|---|---|---|---|
Тип манжеты | Исполнение манжеты | Размер | Группа резины | Номер стандарта |
1 – однокромочные манжеты 2 – двукромочные манжеты (манжеты с пыльником) |
1 – механическая обработка кромки 2 – формованная кромка |
Диаметр вала (мм) х Наружный размер (мм) (высота задана ГОСТ) |
1, 2, 3 – Бутадиен-нитрильный каучук 4, 5 – фторкаучук (СКФ-32 и СКФ-26 соответственно) 6 – Силиконовый каучук |
На манжетах, изготовленных по ГОСТ, имеется соответствующая рельефная маркировка, куда входит и торговый знак производителя, и специальные знаки, обозначающие год изготовления. На манжетах с внутренним диаметром до 30 мм обозначения размеров могут отсутствовать.
Импортные производители предлагают свое обозначение манжет армированных, где кодируют те или иные особенности модели по стандарту DIN.
XX | ХхХхХ | Буквенно-цифровое обозначение | Буквенно-цифровое обозначение |
---|---|---|---|
Производитель | Габариты | Конструкция манжеты | Материал кромок |
Встречается и вариант, где обозначения габаритов и конструкции меняются местами.
Подобрать сальник/армированную манжету.
Таблица обозначений наиболее распространенных типов конструкций
ГОСТ | Импортные обозначения | |
---|---|---|
Армированная манжета с пружиной (однобортная) | 1 | WA / SC / G |
Армированная манжета с дополнительной кромкой – защитой от пыли, с пружиной (манжета с пыльником) | 2 | WAS / ТС /GP |
Армированная манжета с пружиной (однобортная), ребристая поверхность наружной части кольца | WAK/SG / HMS | |
Армированная манжета с дополнительной кромкой – защитой от пыли, с пружиной (манжета с пыльником), ребристая поверхность наружной части кольца | TG / HMSA | |
Армированная манжета с двумя уплотнительными кромками и двумя пружинами (могут быть заменены двумя сальниками первого типа с установкой по схеме «спина к спине») | DС |
Отечественный ГОСТ не дает разнообразия модельного ряда сальников, между тем в отечественном производстве присутствуют армированные манжеты - аналоги импортным DC, VL/VE и т.д.
В бытовой технике, например, стиральных машинах часто используются так называемые «сальники с юбкой» или иначе – фланцевые сальники (тип GPF), которые вы также можете найти в нашем интернет-магазине.
Наиболее часто встречающиеся размеры сальников – метрические, однако доступны и дюймовые варианты.
Подобрать сальник/армированную манжету.
Типы эластомера
Для того, чтобы манжета служила долго и надежно, необходимо, чтобы группа резины изделия соответствовала условиям ее эксплуатации.
Один из самых распространенных типов эластомера, регламентированный ГОСТ, – бутадиен-нитрильный каучук (1, 2 группы), который позволяет эксплуатировать изделие в температурном диапазоне от -45/30 градусов до +80/100 в соприкосновении с минеральными маслами, смазками на основе минеральных масел, в некоторых случаях — с водой.
Импортный модифицированный аналог такого типа эластомера - NBR (бутадиенакрилнитрильный каучук). Зарубежные производители отмечают универсальность материала, его устойчивость к маслам, топливу, воде, хорошие показатели упругости и газопроницаемости, сохранение гибкости при низких температурах. NBR совместим с антизадирными присадками EP.
Манжеты из фторкаучука (FKM) выдерживают более высокие температуры – до + 170 градусов, кратковременно до 200/230 и работоспособны в более широком перечне сред, высоко устойчивы к воздействию света, распространению пламени, обладают прекрасной устойчивостью к смазкам и маслам.
А вот в условиях пониженных температур предлагается использовать манжеты из силиконового каучука и бутадиен-нитрильного каучука 3 группы. Такие изделия пригодны для использования при температурах -55/60 градусов.
При необходимости Механик Трейд может поставить под заказ манжеты из других типов материалов – полиуритана (ecopur), силиконового каучука, материалов новых поколений, таких как PTFE, фторопласт, EPDM и т.д.
Перевозка и хранение
Транспортировать манжеты можно при широком диапазоне температур от -50 до +50 градусов, избегая условий, при которых манжеты могут деформироваться.
Оптимальные условия хранения манжет – в упаковке, в закрытом месте при температуре от 0 до +25 градусов при относительной влажности не более 60%, вдали от нагревательных приборов, прямых солнечных лучей, без взаимодействия со смазочными маслами, бензином, кислотами, щелочами, окислителями и другими агрессивными продуктами. Если планируется консервация изделия на срок больше года, пружины ГОСТ рекомендует снимать. Можно хранить манжеты и при температуре до минус 25 градусов. Однако в этом случае перед монтажом изделия помещают в тепло (+15-25 градусов) на срок около суток.
Правильное хранение манжет гарантированно сохраняет их эксплуатационные свойства до трех лет.
Монтаж
Перед монтажом проверяется цельность и гладкость рабочей кромки и рабочей поверхности манжет. На нерабочих поверхностях допускаются шероховатости до 0,5 мм, матовость и потертость. Изделия с выбоинами бракуются.
Запрещается брать уплотнения за рабочую кромку, их следует брать за наружную часть.
В комплекте к манжетам поставляются пружины. ГОСТ допускает, что манжеты диаметром до 20 мм и свыше 120 мм могут храниться без пружин, тогда перед использованием их следует установить.
Поверхность вала и корпуса в месте контакта с манжетой очищается, высушивается и смазывается. Также у двубортного сальника полость между рабочей кромкой и пыльником должна быть заполнена смазкой примерно на 70%. Однако следует избегать чрезмерного смазывания.
Вал в месте контакта с манжетой также должен быть гладким без зазубрин и шероховатостей.
С целью продления службы манжеты при значительных вибрационных нагрузках, в том числе для защиты изделия от смещения иногда устанавливается упорное кольцо или делается кольцевая проточка (подробнее в ГОСТ).
Свои особенности есть в узле, где манжета эксплуатируется в комплекте с роликовым коническим подшипником. В отверстии под подшипник могут находиться каналы для отвода масла, которое нагнетается подшипником.
В условиях высокой загрязненности и влажности манжеты нуждаются в дополнительной защите: пыле-грязесъемные манжеты, лабиринтные уплотнения и т.д., дополнительной антикоррозионной защите металлических составляющих изделия.
Изделие монтируют строго перпендикулярно к оси вала, без перекосов. С этой целью для установки манжеты используется специальная оправка, диаметр которой, как правило, чуть меньше (оптимально – на 1%) отверстия под манжету. Запрессовка происходит равномерно распределенным усилием по все торцевой поверхности сальника.
Если до места посадки сальник продвигается через неровности, например, резьбу – применяется монтажная втулка. Также втулка потребуется при установке манжеты на вал рабочей кромкой в сторону направления монтажа – лицом к себе, чтобы избежать заминания кромки.
Повторная установка манжет, а также перепрессовка запрещена.
Эксплуатация
При эксплуатации изделия требуется исключить превышение предельных для манжеты температур, не допускать взаимодействия с агрессивными жидкостями, не помещать в условия, на которые изделие не было рассчитано.